Стальные трубы

в Алматы

+7 777 9003703

+7 707 3530772

8 (727) 247 13 80

kupitrubu@bk.ru

Полезная информация

Несколько лет назад идея вторичного использования труб, уже бывших в употреблении, выглядела достаточно сомнительно. Ранее в России не было нужды в использовании и восстановлении труб б/у, но в данный момент возросшие цены на черный металл обращают внимание потребителя к этому виду трубной продукции. При этом существующее предвзятое отношение к трубам б/у постепенно исчезает, сталкиваясь с убедительной аргументацией за их использование. 

Один из основных аргументов - это экономическая выгода. Труба б/у в несколько раз дешевле новой трубы. Зачастую, в зависимости от условий эксплуатации, она может не уступать по качеству трубам, только что произведенным на заводе. А стоит гораздо дешевле! 

С каждым годом число как малых, так и очень крупных компаний, использующих трубы б/у растёт, что обусловлено значительной экономией материальных ресурсов и, зачастую, времени. Зачем платить больше, если можно использовать трубы б/у отличного качества, мало чем отличающиеся от новых труб, которые полностью подходят к повторному применению.

Основной областью применения трубы б/у является строительство. Такие трубы используют, прежде всего, для возведения каких - либо временных сооружений. Это могут быть, к примеру, водостоки. Ясно, что покупка новых заводских труб для подобных целей экономически неоправданна.

Трубы б/у также можно использовать в качестве:

  • свайные основания для промышленных зданий;
  • временные ограждения котлованов при строительстве фундаментов;
  • берегозащитные стены на реках и водоемах;
  • извлекаемые кожухи при бетонировании обсадных свайных сооружений.
  • конструкции причальных сооружений в портах;
  • ограждения искусственных островов при строительстве устоев мостов и русловых опор;
  • укрепление берегов рек и каналов;
  • стены тоннелей и других подземных сооружений, возводимых открытым способом;
  • кожухи для укладки коммуникаций - сваи при сооружении эстакад;
  • укрепление фундаментов существующих зданий;
  • ограждение какой-либо площади от оползней;
  • фундаменты для домов;
  • строительство мостов;
  • всевозможные столбы, опоры и стойки,

а восстановленные трубы бывших газовых магистралей могут успешно использоваться для водопроводов и напорной канализации, давление в которых гораздо ниже, чем в газопроводах и это далеко не полный список применения труб б/у.

Труба б/у, как и та, которая сошла с заводского конвейера, определяется двумя типами базовых параметров: геометрическими и техническими.

К геометрическим параметрам (размерам) круглых (в отличие от некруглых труб - профильных и овальных) труб относятся:

  • внешний диаметр;
  • толщина стенки;
  • длина.

 

Сортамент труб определяется в соответствии с ГОСТом, при этом следует учесть, что для каждого способа изготовления трубы сортамент свой. Так параметры прямошовной, спиральношовной и бесшовной труб определяются своими сортаментами. Единицы измерения диаметра и толщины стенки трубы - мм, а длина трубы измеряется в метрах.

На рынке бу труб, главным образом, предлагаются следующие их диаметры (по убыванию, в мм): 1420, 1220, 1020, 920, 820, 720, 630, 530, 426, 377, 325, 273, 219, 168, 159. Эти размеры прекрасно знакомы специалистам и наиболее распространены, существуют также  и промежуточные диаметры, но скорее, как исключение. Бесшовные (б/ш) трубы российских производителей, превышающие по диаметру 426, не выпускаются.

Можно встретить предложения б/ш труб чешских производителей диаметром 508 и 529мм. Ассортимент электросварных труб, присутствующих на рынке, очень широк и представлен всем основным диапазоном диаметров. Прямошовные (п/ш) трубы более 1420мм ГОСТ не предусматривает, а спиральношовные (с/ш) - на рынке встречаются. Напротив, - с/ш трубы, менее 159 диаметра не выпускаются, а п/ш изготавливаются диаметром от 8мм. Такая ситуация связана с особенностями технологии производства.

Каждому диаметру и способу изготовления трубы, в соответствии с ГОСТом (сортаментом) ставится в строгое соответствие определенный диапазон возможных толщин стенки. С увеличением диаметра, увеличиваются, соответственно, минимальная и максимальная толщины стенки трубы. Так, к примеру, толщина стенки п/ш 530 трубы может лежать в пределах 5...24 мм (шаг 1мм), а труба, диаметром 1020, соответственно, 8...32мм. Ассортимент труб бу различных толщин представлен на рынке не равномерно. Говоря о трубе 530мм, подразумевают, что основные толщины ее стенок - 10, 9, 8 и 7мм. Трубы, диаметром 1020, соответственно - 14, 12, 11 и 10мм.

Обратите внимание: ГОСТом допускаются отклонения в толщине стенки, причем достаточно значительные. Так, к примеру, п/ш труба при диаметре 1020мм и толщине стенки 10мм может иметь отклонения от номинального значения последнего параметра до 0,8мм как в меньшую, так и большую сторону. В данном случае, при шаге толщины в 1мм могут пересекаться соседние по сортаменту позиции, что весьма существенно. Поэтому, в том случае, если фактическая толщина стенки отличается от заводской маркировки, удивляться не следует.

Тем не менее, именно толщина стенки оказывается принципиальной при оценке стоимости трубы, поскольку с увеличением толщины растет и вес трубы, а значит - и количество используемого для производства единицы сырья. Безусловно, трубу, как металлолом не взвешивают. В качестве базового критерия оценки принимают ее теоретический вес, который отражен в ГОСТе. Расчет веса 1 погонного метра стальной трубы производится в соответствии с формулой:

Расчетный вес 1 п.м. (кг) = 0,02466*(Д - Т)*Т, где Т - толщина стенки в мм, Д - диаметр трубы в мм.

Увеличением веса за счет усиления шва (1%) на рынке труб бу пренебрегают. На практике все выглядит следующим образом. Продавец объявляет, по какой стенке он готов отдать трубу, покупатель, при помощи микрометра, измеряет толщину всех отобранных труб, отслеживая при этом, чтобы отклонения были в допустимых пределах. Далее, при помощи рулетки измеряется длина труб и определяется вес партии в соответствии с теоретической формулой. После этого, теоретический вес погонного метра умножается на измеренную длину.

Длина трубы также часто вызывает немало вопросов. Привязываться в данном случае к нормативам ГОСТа проблематично в связи с большими допусками по этому параметру. Судите сами: для магистральных труб, к примеру, диаметром св. 152мм диапазон допустимых значений колеблется в интервале от 10,6 до 11,6метров. Именно по этой причине, простым измерением длины новую трубу от б/у отличить практически невозможно, хотя в процессе обработки б/у трубы, в обязательном порядке, немного обрезают!

Если при продаже с/ш или п/ш труб бу длина не указана, то считают, что длина труб находится в пределах ГОСТ (как правило, это значение приближается к 11м.). Иногда обозначают, что труба порезана по швам. Принципиальной разницы здесь нет. Разброс по длинам у бесшовных труб еще больший (длина немерных б/ш труб допускается в пределах от 4 до 12,5м).

Главный вывод: если у Вас имеется вопрос, связанный с выбором трубы по внутреннему или наружному диаметру, толщине и длине, ищите ответ в ГОСТах.

Не менее чем соответствие геометрическим размерам, для оценки трубы важно ее соответствие определенным техническим требованиям (условиям): тип шва, сорт стали, перечень испытаний, которые должна проходить труба, тип маркировки и пр. Эти показатели регламентируют различные ГОСТы и ТУ. В отношении ТУ можно сказать, что их не просто много, а очень много. Многие из них, в отличие от общедоступных ГОСТов, можно отыскать только на сайте завода - изготовителя. При выборе трубы б/у доскональное знание технической документации, отраженной в ТУ обязательным не является - достаточно основных, базовых показателей.

Чаще всего, печатая объявления о покупке и продаже б/у трубы, помимо ее геометрических параметров указывают «происхождение» трубы, т. е. то, в каких целях она эксплуатировалась до этого, и какой продукт транспортировался по трубопроводу. Больше всего предлагается из-под газа, воды и нефти. Достаточно часто предлагаются трубы из-под пара (горячей воды) и топлива (солярки, бензина и др. легких нефтепродуктов), а также, спирта и прочих продуктов химической переработки.

Трубы, используемые в различных конструкциях (воздуховоды и т. п.) предлагаются достаточно редко. Не редкость на рынке и предложения т. н. «лежалых» труб и труб, которые практически не использовались (использовались непродолжительное время).

Рассмотрим основные виды труб б/у, классифицируя их по способу первоначального употребления.

В целом, если труба б/у не прошла процесс восстановления и никак предварительно не обрабатывалась, то, в зависимости от ее «происхождения», весьма вероятно ожидать следующее:

Газ.

Труба, демонтированная с газовой магистрали относительно чистая внутри и изолированная снаружи. Изоляция преимущественно пленочная, реже битумная. Битумная изоляция снимается достаточно легко, но металл, скрывающийся под ней с большой степенью вероятности, может сильно коррозировать. Несмотря на то, что снятие пленочной изоляции - процесс достаточно трудоемкий, металлическая поверхность трубы под пленочной изоляцией сохраняется, как правило, лучше.

Трубы с газовых магистралей, как правило, бесшовные или прямошовные электросварные. Трубы б/у больших диаметров практически в полном объеме поступают на вторичный рынок с газовых магистралей, работающих под колоссальным давлением (75атм и более). Высокие требования предъявляются и к трубе, как к носителю. Регламентируются требования к магистральной газовой трубе специальным ГОСТом 20295-85 и множеством дополнительных ТУ. Сырьем для изготовления такой трубы служит качественная сталь 10, 20 и низколегированная сталь повышенной прочности (чаще всего 17Г1С и ее аналоги).

Очень высокие требования к газопроводам предъявляются и в отношении надежности защиты от внешней коррозии. Поэтому в большинстве случаев большая часть площади внешней поверхности газовой магистральной б/у трубы не имеет существенных дефектов. Локальные могут иметь место и, как правило, становятся следствием повреждения изоляции или выхода из строя катодной защиты, а вот внутренняя поверхность газовых труб б/у часто покрывается «апельсиновой коркой».

 

Нефть.

Трубы, применяемые для перекачки нефти, могут укладываться как на внутрипромысловых, так и на магистральных трубопроводах. В первом случае о повторном использовании труб речь не идет, поскольку агрессивная среда и жесткие условия эксплуатации практически полностью «съедают» полезный ресурс трубы.

Изолированные трубы для магистральных трубопроводов перед демонтажем в обязательном порядке промывают от остатков нефтепродуктов. Тем не менее, незначительный процент нефтепродуктов всегда остается. Не секрет, что среди предложений на рынке встречается труба, не прошедшая процедуры предварительной промывки. Тогда из трубы буквально стекают остатки нефтяной смеси. Естественно, что наличие остатков нефтепродуктов самым непосредственным образом отражается на ее цене.

В среднем, труба с нефтепровода обходится на тонне примерно на 1-2 тыс.руб. дешевле газовой аналогичного качества. По ряду других ключевых параметров качества труба из-под нефти ничем не отличается от магистральной газовки. Внутренняя поверхность нефтяной трубы б/у, прошедшей процедуру очистки часто бывает лучше, чем внутренняя поверхность газовой, хотя и исключения бывают.

 

Легкие нефтепродукты.

Соляра, бензин и т. п. Внутренняя поверхность такой трубы б/у оказывается чище нефтяной, что, соответственно, повышает ее стоимость. По остальным параметрам отличий нет.

 

Вода.

Трубы водопроводов чаще всего укрыты битумной изоляцией. Вследствие интенсивно протекающего процесса электрокоррозии под внешней изоляцией, как правило, фиксируют масштабные очаги коррозии, вплоть до сквозных. Многочисленные «раковины» на внутренней поверхности такой трубы окончательно определяют сферу использования таких труб в качестве проколов, футляров, свай и т. п.

Основной источник таких труб - системы мелиорации. Они имеют самую низкую стоимость вследствие своего низкого качества. Большой процент предложений среди труб этой категории составляют спиральношовные трубы из низкокачественной стали.

 

Пар.

Трубы, используемые в системах теплоснабжения и подачи горячей воды. Учитывая, что коррозия тепломагистралей преимущественно очаговая, то вероятность извлечения труб с минимальным износом в процессе демонтажа достаточно велика.

 

Лежалая труба.

Лежалая труба - это труба складского хранения не пребывавшая в эксплуатации и никогда не подвергавшаяся не механической обработке, не восстановлению. Но новой такую трубу тоже назвать нельзя, поскольку товарный вид, безусловно, в какой-то степени она теряет.

Формулы, позволяющей определить время, после которого трубу можно отнести к категории «лежалых», не существует, поскольку, помимо года выпуска, тут работают такие факторы влияния, как условия хранения и пр.

Лежалая труба, хотя и не использовалась, но предлагается значительно дешевле новой. В «комплект» поставки к лежалой трубе должен идти сертификат качества, но, чаще всего, он отсутствует либо «выписан» прямо на складе. Тем не менее, средняя рыночная стоимость лежалой трубы больше, чем трубы б/у и восстановленной трубы б/у.

 

Выше вкратце приведены типичные характеристики, но по каждой из описанных здесь категорий разброс качества очень велик. Обратите внимание: характер первоначального использования трубы степень такого разброса не определяет.

В большей или меньшей степени факторами влияния могут стать: длительность эксплуатации трубопровода, среда прокладки, агрессивность транспортируемого продукта, время простоя трубопровода, в течение которого он коррозировал в земле, качества катодной защиты и т. п. Одним из факторов влияния, в частности, оказывается рельеф местности. Естественно, в низинах, где влажность почв и воздействие водного конденсата повышена, разрушение трубы наблюдается в разы быстрее.

Не в последнюю очередь качество труб б/у определяет квалификация персонала, осуществляющего демонтаж. Профессионально работающая бригада до того, как осуществить демонтаж трубопровода, подготавливает специальные шурфы, позволяющие детально изучить состояние трубы на интересующем участке.

Не секрет, что очень часто многие продавцы, опрометчиво претендующие на звание профессиональных игроков рынка, используют в качестве характеристик предлагаемых ими труб такую терминологию, как «обычная» труба, «обычное» качество и т. п. Естественно, рассматривать в качестве критерия отбора настолько субъективные оценки недопустимо. Об этом прекрасно знают специалисты, действительно профессионально занимающиеся восстановлением труб бу.

Строго говоря, качество трубы б/у можно достоверно оценить только после пескоструйной очистки. Качественная глубокая очистка позволяет вскрыть все скрытые при визуальном осмотре дефекты.

Чтобы оправдать цену, некоторые владельцы пишут в своих коммерческих предложениях, что труба практически не использовалась. Часто такие продавцы лукавят, как и лукавят те, кто относят предлагаемые ими трубы б/у к разряду «обычных». Чаще всего последние не могут похвастаться достойным качеством.

В том случае, если б/у труба прошла цикл пескоструйной очистки, то истинное ее состояние скрыть невозможно. Тут предоставляется возможность оценить все ключевые параметры. В общем случае, наличие дефектов, марка стали, соответствие ГОСТу - вот ключевые критерии оценки, а то, использовались ли трубы под газ или нефть, не слишком принципиально.

Пескоструйная очистка внутренней поверхности трубы способна полностью устранить следы ее первоначального использования. С точки зрения глубинных изменений структуры металла и приобретения трубами вследствие эксплуатации на газо- и нефтепроводах радиационного фона - не более, чем слухи, которые ни нашим опытом, ни данными серьезных статистических исследований не подтвердились.

Тем не менее, контроль максимума доступных параметров при отборе трубы крайне важен.

Из магистральных газопроводов трубы б/у извлекаются в конце установленных нормативами сроков. Высокое качество стали труб б/у, предназначенных для газопроводов, отличает повышенная коррозионная стойкость и механическая прочность. Вследствие этого, извлеченные из магистральных трубопроводов трубы б/у прекрасно справляются с нагрузкой, которой подвержены стандартные водоводы и напорная канализация. Дополнительной гарантией безопасного использования труб б/у становится серия испытаний, регламентированных ГОСТом.

Трубы б/у, прошедшие процедуру профессионального восстановления лишаются старой изоляции, очищаются, нарезается фаска. По требованию заказчика, труба б/у может быть подвергнута дополнительным гидроиспытаниям, покрыта слоем новой изоляции, что возвращает ей качества нового изделия.

 

Терминология рынка б/у трубы:

Апельсиновая корка - Множество маленьких раковин, распределенных по поверхности трубы равномерно. Зрительно такая поверхность действительно напоминает корку апельсина.

Банан - весьма распространенная разновидность дефекта б/у трубы. Визуально представляет собой деформацию, по пропорциям и форме напоминающей известный фрукт. Причина появления - человеческий фактор, а точнее - некачественный демонтаж.

Гэсовская сталь - это низколегированные марки стали для сварных конструкций, которые работают под давлением. Чаще всего для таких труб используют сталь марок 17Г1С, 09Г2С, 17ГС, 17Г1С-У, 14ХГС и их аналоги. Область применения стали 17Г1С: сварные элементы, работающие под давлением в диапазоне температур от -40 до +475°С. Сталь 09Г2С - в диапазоне -70 до +425°С. Сталь 14ХГС применяется в производстве электросварных труб, используемых при прокладке магистральных газопроводов высокого давления.

Дорожка - дефект поверхности (как правило, внутренней) трубы в виде последовательности раковин, которые располагаются вдоль прямой по длине трубы. Причина появления - коррозия.

Лежалая - термин имеющий двойное трактование. Чаще всего термином "лежалая" труба обозначают трубы с хранения, т.е. такие, которые не эксплуатировались после выхода с завода, а хранились на складе в течение некоторого времени. Таким образом, лежалая труба от новой отличается, прежде всего, ценой, а не качеством и состоянием. Лежалая труба дешевле, чем новая. Иногда термин «лежалая» используется, как свидетельство высокого качества б/у трубы, прошедшей восстановление.

Магистралка - труба, использовавшаяся до демонтажа на магистральных газонефтепроводах, работающих под избыточным давлением (75 атм. и более).

Матрешить - размещать одни трубы внутри тела других, большего диаметра. Такое простое и удобное решение используется для облегчения и удешевления перевозки.

Механическая фаска. Механика. Заводская фаска - нарезается на трубном заводе механическими труборезами всевозможных конструкций.

Нефтянка, водянка, газовка и пр. - производные разговорные названия б/у труб в соответствии с условиями их первоначальной эксплуатации (нефтянка - нефтегазопровода, водянка - водопровода и т. д.).

Орбита или орбитная фаска - фаска, которая нарезается посредством приспособления «Орбита» и вспомогательного газосварочного оборудования. Особенность такой фаски в видимых невооруженным глазом желобках по толщине трубы.

Плазма. Плазменная фаска - нарезается воздушно-плазменным резаком и имеет идеально гладкую поверхность. По форме и расположению схожа с фаской «орбита».

Поперечка - разговорное название поперечного шва, образующегося в месте сварки (стыковки) двух труб. При сварке на заводе выполняется согласно ГОСТу. Т. н. «монтажный» шов - поперечка образуется в процессе сварки при монтаже трубопроводов.

Промытая - труба из-под нефти, очищенная от остатков нефтепродуктов. В соответствии с экологическими требованиями нефтепровод перед демонтажем очищается от остатков нефтепродуктов.

Прямошовка, бесшовка, спиралка - основные разновидности труб в соответствии с технологией изготовления - электросварки (прямошовные - имеющие прямой продольный шов вдоль тела трубы, спиральношовные - шов располагается по поверхности трубы спирально) и бесшовные трубы. Для изготовления прямошовной трубы используются прямоугольные раскроенные листы (штрипсы). В этом случае применяется метод электродуговой сварки. В качестве сырья может использоваться и рулонная сталь. При этом сварка производится контактным способом токами высокой частоты. Спиральношовная труба изготавливается из рулонной или листовой стали (при изготовлении труб большого диаметра). Бесшовная труба изготавливается из специальных трубных заготовок методом холодного или горячего деформирования. Общепринятая терминология: с/ш, п/ш и б/ш.

Раковина - разновидность поверхностного дефекта (локальное истончение стенки трубы). Причина появления - коррозия.

Рога, стойки, коники - сварные конструкции в виде стоек для автомашины - трубоперевозчика. Позволяют увеличить вместимость кузова при перевозке труб больших диаметров.

Свайная - б/у труба низкого качества и стоимости. Как правило, демонтируется с водопроводов и используется для проколов, в качестве свай и т. п. Имеет минимальную степень очистки и, чаще всего, не содержит фасок.

Семисотка, пятисотка, тыщевка и т. д. - разговорные термины, используемые для обозначения труб большого диаметра с достаточно большим шагом по диаметру. В соответствии с такой терминологией, труба диаметром 1020мм будет называться «тыщевкой», труба 530мм - «пятисоткой» и т. д. Такой упрощенный подход в терминологии позволяет избежать путаницы, сохранив при этом требуемую информативность. Иногда трубники называют трубу того или иного диаметра соответствующим порядковым числительным, производным от ее диаметра в мм (восемьсот двадцатая, шестьсот тридцатая и пр.)

ТэУшная труба - как правило, это термин, обозначающий некондиционную трубу, изготовленную с отклонениями от требований ГОСТа. Тут следует оговориться, что в трубной отрасли большинство ТУ регламентирует технические требования более жестко, чем ГОСТ.

Фаска, торцовка - демонтированная б/у труба с неровными краями. В целях придания ей товарного вида края обрезаются при помощи специализированного оборудования. В соответствии с требованиями ГОСТов в целях облегчения дальнейшего сваривания на трубах нарезают фаску (угол нарезки - 25...30градусов).

Харцыз или харцызская (харцызная) труба - распространенные называния п/ш трубы либо имеющей длину 6м, либо сваренную в заводских условиях из двух п/ш 6м труб. Названа так в честь Харцызского трубного завода, расположенного в г. Харцызск на Украине. ХТЗ - один из авторитетных флагманов трубной промышленности бывшего Союза. Совместно с Новомосковским трубным заводом ХТЗ поставлял на союзный рынок колоссальные объемы труб большого диаметра с поперечным заводским швом.

Челяба (челябинка), Выкса - разговорные называния трубы производства Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ, Южный Урал, г. Челябинск) и Выксунского металлургического заводя (ВМЗ, Нижегородская обл., г. Выкса) соответственно.

Чешка, немка, японка и пр. - разговорные названия импортных труб в соответствии со страной - производителем. Соответственно чешка (такая, которая изготовлена на заводах бывшей Чехословакии), как правило, это б/ш горячекатаные трубы с узнаваемой текстурой внутренней поверхности (спираль с небольшим шагом). Немка, японка, - трубы из Германии и Японии, соответственно.

 

 

Free Joomla! template by L.THEME